And Re (reandre) wrote,
And Re
reandre

Category:

Без купюр



The Beatles - Abbey Road (1969)

К 50-летию Abbey Road написал материал для "Союза" (https://www.soyuz.ru/articles/1927?fbclid=IwAR0eSGjle-8a53CEL8N95MWRw9rr5aA3dFqGhjGYS7QGyzZfgsYqeTo9hvw). Но там отредактировали начало, конец и пару фраз в середине. Мой вариант мне нравится больше.

50 лет исполняется сегодня последнему произведению легендарной ливерпульской четвёрки, объединившейся в своё время под ныне всемирно известным названием The Beatles. Последнему и самому спелому плоду их совместного творчества – альбому Abbey Road. Плоду, соком которого мы наслаждаемся и насыщаемся по сей день. Плоду, который овеян большим количеством мифов и реальных историй и который давно разжевали до косточек. Буквально у каждой песни альбома свой история, свои таинства несёт в себе даже его обложка. Обо всём этом мы сегодня расскажем, вникнем в композиции свежим взглядом и ещё раз насладимся музыкой нетленной пластинки, внёсшей огромный вклад в развитие поп-музыки.
Часто слышим и говорим, говорим и слышим: «Пушкин – наше всё». Имея в виду, что великий поэт - корень, основа, двигатель русской литературы и главный, самый точный выразитель нашей культуры вообще. Тот же самый слоган можно применить и к легендарной ливерпульской четвёрке: «Битлз» - наше всё» звучит не менее правдиво, если иметь в виду значение британской группы для современной популярной музыки и современной культуры в принципе. Причём, сходства (о которых говорим, чтобы стало понятней, а что это было?) «наших всё» на этом на заканчиваются. Общее у них - ещё и удивительное сочетание простоты формы, доверительного, почти интимного разговора с читателем/слушателем, идеальной стройности, доступности, популярности сочинений - с высотой духа, новаторством замыслов, непреходящей ценностью произведений. Да-да, нередкие высказывания о «слащавых песенках для девочек» у Битлз – не более чем неудачная попытка неискушённых мальчиков соригинальничать. Попытка, далёкая от понимания музыки. И как раз «Abbey Road» - последний и решающий, золотой гвоздь в крышку гроба подобных заявлений.
Этот грандиозный по своему музыкальному содержанию альбом если и не задумывался, и не заявлялся как завершающий творчество группы, то, без сомнений, подспудно подразумевался её участниками как финишный. Бессменный продюсер четвёрки Джордж Мартин, «пятый битл», как его заслуженно называли, впоследствии признался: «Никто не знал наверняка, что это будет последний альбом – но все чувствовали, что это так. "Битлз" пережили так много и так долго. Они были заключены вместе почти десять лет, и я был удивлен, что они продержались так долго. Я нисколько не удивился, что они расстались, потому что все хотели жить своей жизнью – и я тоже. Для меня это тоже было освобождением».
И этот, можно сказать, экзистенциальный для группы альбом-прощание звучит практически как реквием – музыка «Abbey Road» (да и отчасти название, которое можно перевести как «Монастырская дорога») в высшей степени полна достоинства, исповедальной искренности, высокой печали, духом предрешённости. Конечно, название альбома, прежде всего, связывается с именем студии и улицы, где располагалась студия. Но какой заголовок художественного произведения несёт в себе только один смысл?
Много смыслов обычно ищут и на обложках «логплеев». Иногда фанаты буквально под микроскопом изучают фотографии и картинки, обрамляющие вожделенный диск. А если они ещё и накладываются на определённые мифы, почти всегда сопровождающие звёздных исполнителей, то тогда конверты пластинок становятся не менее знаменитыми, чем сам альбом. Так и случилось в данном конкретном случае.
Ещё задолго до выхода «Abbey Road» появилась легенда, согласно которой один из лидеров группы Пол Маккартни погиб в 1966 году в автокатастрофе и был заменён двойником, а в песнях и на обложках альбомов The Beatles якобы содержатся многочисленные скрытые намёки на это событие. Дополнительную пищу для слухов вызвала как раз обложка вспоминаемого нами альбома, в которой, по мнению поклонников теории, зашифровано послание о смерти Пола: идущие по переходу битлы якобы изображают погребальную процессию: впереди Джон в белом — священник, за ним Ринго в строгом костюме — представитель похоронного бюро, следом сам Пол с закрытыми глазами и босиком, к тому же идущий не в ногу с другими, — покойник и Джордж в джинсах — могильщик. Номер припаркованного у обочины автомобиля — LMW281F (LMW можно расшифровать как Linda McCartney Weeps, а 1F можно прочесть как if, по-английски — если; то есть Линда Маккартни плачет, ему могло бы быть 28 лет)…
Многочисленные опровержения самими участниками группы сего мифотворчества съехавших с катушек битломанов (хотя, возможно, битлы сами хотели подобных типов подразнить этим конвертом) имели не самый большой успех – «какая песня без баяна», какие звёзды без легенд? Сама обложка стала столь популярной, что даже случайный прохожий-зевака - Пол Коул, американский турист, попавший на фотографию, стал знаменит почти как битл. А пресловутый Фольксваген с многозначительным номером был продан на аукционе «Сотбис» в 1986 году американскому коллекционеру за 2530 британских фунтов.
Однако, главное на альбоме, конечно – песни. Каждая из них – настоящий шедевр, каждая – чем-то особенна, каждая, без преувеличения – на все времена. На каждую имеет полный смысл обратить особое внимание.
Сама история создания альбома заставляет относится к нему с полной серьёзностью. Дело в том, что ещё на записях композиций в предыдущем, 1968-ом, да и в начале 1969-го, в группе начались споры и распри. Вероятно, из-за этого двойной безымянный (известный как «Белый») и одинарный переименованный (из Get Back в Let It Be и выпущенный только в следующем, 1970-ом году), не получились цельными и ровными. Ливерпульская четвёрка всегда стремилась к совершенству, поэтому общим желанием битлов было напоследок создать совершенный во всех отношениях альбом. Пол Маккартни предложил продюсеру Джорджу Мартину собраться всем вместе и записаться «как в старые времена… как это было раньше», и все согласились. Правда, в отличие от всех предыдущих пластинок, решено было предоставить практически полную свободу творчества каждому из участников группы. Теперь тот битл, которому принадлежала идея песни, выбирал как именно записать композицию, а остальные участники группы использовались в качестве подыгрывающих музыкантов. Что из этого получилось, очень интересно разобрать.

Первая сторона
«Come Together» — 4:20
Один из секретов успеха Битлз в том, что каждый из музыкантов органично дополнял друг друга. Каждый вносил свою, индивидуальную лепту в гениальную музыку квартета. Без Леннона вряд ли многие песни битлов носили бы присущую им глубину и солидность, без Макки очевидно не было бы столько мелодичной красоты и находок, без Харрисона – такой утончённости и чистоты помыслов, без Ринго – оптимизма и радости.
Первая песня альбома, написанная Джоном, скорее всего о своих коллегах по группе и вещает. Четыре куплета и в каждом описание характерных для каждого из битлов примет. И главное – постоянное заклинание – «будем вместе» - почти отчаянный призыв негласного лидера сохранить ансамбль.
Мелодия и ритм композиции не сложен, сознательно прост, но густота, тяжесть звука, упорная повторяемость мотива передают массу чувств, создают ощущение нервного напряжения, в тональности композиции слышится скорее горькая ирония и даже досада. А в призыве «Будем вместе!» - некоторая безнадёга. Краски сгущены, песня сразу задаёт музыке альбома драматичный настрой.
«Something» — 3:03
Мало песен, написанных Джорджем Харрисоном, попадало на пластинки группы. Мало, да удало. «Something» тому самый яркий пример. На создание этой песни Джордж затратил много времени, только окончательных вариантов её было аж 40. И всё это тщательное оттачивание бриллианта было не зря – песня стала одной из самых значимых у Битлз, часто её сравнивали с культовой Yesterday. В дальнейшем более 150 исполнителей её перепели, даже инородный по жанру музыки Фрэнк Синатра называл её самой красивой песней о любви.
Но в красоте, исключительной трогательности и нежности основной темы в середине композиции вдруг происходит взрыв эмоций, возбуждение духа. Наряду с выраженной в песне глубиной и высотой чувств, эта контрастность как раз отличает музыку серьёзную от музыки развлекательной, музыку Битлз от музыки того же Фрэнка Синатры.
«Maxwell’s Silver Hammer» — 3:25
Кажется, простенькая песенка Макки о маньяке-убийце, написанная с чёрным юморком, а сколько в ней шарма, сколько в ней простосердечности и чистой, трогательной детской наивности, подчёркнутой соответствующим звуковым рядом! Песня – разрядка напряжённости в целом драматичного альбома. Из тех разрядок, без которых и альбом – не альбом, и жизнь – не жизнь.
«Oh! Darling» — 3:26
Если предыдущую песенку Пола порой слишком сурьёзный Джон невзлюбил и даже не принял участие в записи окончательного её варианта, то вот эту наоборот – выделил особо, можно сказать – похвалил по-своему: «O, Darling - одна из великих песен Пола, но он исполнил её не так, как надо бы. Я всегда считал, что спел бы её лучше, ведь она в моём стиле. Но это он написал её и, чёрт возьми, конечно, сам и спел». Для записи вокала в этой песне Маккартни целую неделю приезжал в студию пораньше, для того чтобы петь в одиночестве, пытаясь добиться на записи эффекта, будто он целую неделю пел на сцене. Он орал в микрофон что есть мочи и в итоге получилась надрывная, откровенная, большая песня о несчастной любви.
«Octopus’s Garden» — 2:51
Однажды Ринго Старр отдыхал с семьёй на острове Сардиния. Капитан яхты (а хозяином её был никто иной, как всемирно известный комик Питер Селлерс) угостил его блюдом из осьминога и рассказал, что осьминоги таскают к своей норке на дне цветные камешки, блестящие предметы и раскладывают их перед входом. Получается как бы небольшой яркий садик перед жилищем осьминога. Ринго впечатлился этим рассказом и сходу сочинил незамысловатую песенку про «сад осьминога». Аранжировку ему сделал Джордж Харрисон, заметив: «Octopus’s Garden — только лишь вторая песня Ринго, но она прекрасна!». И Леннон с МакКартни были единогласны во мнении об этом по-хорошему инфантильном сказании друга о подводном рае: «это лучшая песня Ринго».
«I Want You (She’s So Heavy)» — 7:47
Бесконечная песня-заклинание Джона о тяжести любви, выраженной буквально в нескольких словах, но переданной в самой длинной по времени и самой тяжёлой по звучанию форме, почти трагической по настроению. Песня не имеет конца, как нет конца у такого чувства, как любовь. Любовь никогда не кончается, её можно прервать только внезапной смертью. Внезапной смертью заканчивается и песня (а она по настоянию автора была обрезана звукоинженером на временной точке 7 минут 47 секунд), и первая сторона пластинки.
Вторая сторона
«Here Comes the Sun» — 3:05
Если первая сторона альбома завершается довольно мрачным опусом в исполнении Леннона, то первые же ноты второй ослепляют ярким солнечным светом и нежным теплом. И благодарить за это мы должны опять Джорджа Харрисона. Осенила автора долгожданная весна после «долгой английской зимы»: «Кажется, что зима в Англии длится вечно, и когда приходит весна, ты её действительно заслужил».
Одна из самых светлых и чистых композиций в современной музыке. Сердечный гимн солнцу и нашим любимым. Образец, как надо передавать искренние чувства, не деря глотку, что мы часто слышим от современных исполнителей.
«Because» — 2:45
Но какая весна без томительной до боли грусти и, одновременно, благодатного, тихого приятия жизни, любви и природы? Оба этих разрывающих душу чувства идеально переданы в следующей, без преувеличения волшебной песне Джона.
Песня выделяется красивой трехчастной вокальной гармонией в исполнении Джона, Пола и Джорджа, записанной наложением три раза, так что в результате получилось девять голосов.
«You Never Give Me Your Money» — 4:02
А это уже печальная повесть Маккартни о более материальных вещах - битловских финансах: каждый месяц музыканты получали бухгалтерские отчеты о своих заработках, но наличных денег, по словам Джорджа, "никогда не было, только смешные документы-бумажки".
Довольно сложная по структуре композиция состоит из нескольких разных по ритму и настроению частей, гармонично соединённых вместе. Она начинается двумя куплетами, звучащими в почти классическом стиле. За ними следует раздел с ускоренной ритмической фактурой, буги-сопровождением и характерным «обработанным» вокалом (своего рода «ностальгия по старым временам Битлз). Далее следует инструментальная интерлюдия в блюзово-роковом стиле, где звучит характерный рифф, похожий мелодически на фрагмент из композиции «Here Comes the Sun» из этого же альбома (почти без изменений этот рифф услышим чуть позже, в композиции «Carry That Weight»). Песня заканчивается фрагментом с детскими стихами («One, two, three, four, five, six, seven, all good children go to heaven» - «раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, все хорошие дети попадают в рай»).
После медленного затухания песня плавно переходит в следующую композицию - «Sun King».
«Sun King» — 2:26
Умиротворение, романтическое настроение, мечтательность чувствуется здесь. Джон Леннон как бы продолжает идею Харрисона о скором пришествии солнца в их жизнь (рабочим названием песни было «Here Comes the Sun King»). Припев же, веселья ради, напридумывали из непереводимой смеси испанских, португальских и итальянских слов, которые пришли на ум в тот момент.
«Mean Mr. Mustard» — 1:06
Сам Леннон не слишком ценил эту композицию, отозвавшись о ней в фильме «Антология The Beatles» как о «небольшой чепухе, которую я написал в Индии». Но какая милая здесь «чепуха»!
«Polythene Pam» — 1:12
Жизненные, приключенческие заметки Леннона продолжаются и в это песенке. Она повествует о ливерпульской проститутке со своеобразным фетишем — одеваться с использованием полиэтиленовых пакетов. Тема, навеянная воспоминанием из своей биографии. Собственно, близость к жизни, людям, открытость и простота общения со слушателями посредством музыки – такая же составная часть успеха Битлз, как мелодичность и стройность их композиций.
«She Came In Through the Bathroom Window» — 1:57
Реальная ситуация (толпа поклонников как-то залезла в окно спальни Пола) стала основой и этого эпизода (сочинённого Маккартни), он заканчивает своеобразное попурри из нескольких коротких композиций.
«Golden Slumbers» — 1:31
А вот композиция «Золотые сны», начинающаяся тихо, как колыбельная (понравившуюся ему лирику МакКартни подсмотрел у поэта 17 века Томаса Деккера), открывает грандиозное, кульминационное, повторяющее отдельные фрагменты всего альбома, новое трёхчастное попурри, превращая вторую сторону альбома в настоящую сиюту с массой разнообразных мелодий и ритмов. Величественно, духоподъёмно заканчивается великий альбом. Струнно-духовая секция из 29 инструментов ещё более усиливает и без того апофеозную, возвышающую словно классическая симфония концовку альбома.
«Carry That Weight» — 1:37
Единственный  случай на диске, когда в хоре вместе поют все четверо. Музыкальный критик Йэн МакДональд  пояснял в свой время, что битлы текстом песни сообщили о своём распаде и о том, что им всем теперь придётся нести крест своего общего битловского прошлого.
«The End» — 2:19
Своё реальное существование Битлз завершают философской, во многом примиряющей строчкой, написанной Полом, видимо для своих близких многие годы коллег и друзей: «В конце концов, любовь к тебе равна твоей любви ко мне». Мощный, боевой, жизнеутверждающий, но… грустный конец!
 «Her Majesty» — 0:23
Шуточная песенка Маккартни, сочинённая и записанная им одним, по воле студии «Эбби Роуд» была расположена в самом конце альбома после значительной паузы и помимо воли самих битлов. Но в любом случае, вольно или невольно, самим своим присутствием она символизирует начало сольных творчеств участников легендарной группы и конец великого совместного творчества.
Жизнь Abbey Road продолжилась (и продолжается по сию пору) и после смерти группы, которая, к огромному огорчению миллионных армий её поклонников распалась сразу после выхода альбома в свет. Мало того, что пластинку слушали и слушают масса людей, вдохновляясь и восхищаясь ею до сих пор. Практически сразу после выхода диска, десятки известных исполнителей начали забирать многие песни альбома в свой репертуар. Списки этих музыкантов столь длинны, что не представляется возможным перечислить всех. Достаточно упомянуть такие имена как Элвис Пресли, Нина Симон, Ник Кэйв, Майкл Джексон, Тина Тёрнер, Мит Лоуф, Мэрилин Мэнсон, Джо Кокер, группы «Guns N' Roses»,  «Bon Jovi», «Godsmack», «Soundgarden», «Nazareth», «Aerosmith», «Arctic Monkeys», «Oasis»... Причём, список кавер-версий песен альбома продолжается буквально до сего времени. И остановить этот поток памяти, преклонения, подражания уже никто и ничто не сможет.
Tags: Самомнение, Фонограмота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments